Муниципальное казенное учреждение
Центр социальной помощи семье и детям
ЧТО ДЕЛАТЬ ТРЕВОЖНЫМ РОДИТЕЛЯМ
«Не беги – упадешь!»,
«Застегнись – простудишься!»
и многое другое можно услышать со стороны, или мы это произносим сами. Нынешнее поколение более тревожное, чем старшее.
Сейчас много противоречивой информации, и для себя нужно выбрать что-то полезное и правильное.
- Признать свою тревожность
Сначала нужно осознать то, что сейчас с вами происходит. Это и есть признак повышенной тревожности. В такой момент, нужно сказать себе «СТОП», «Я ПРИЗНАЮ, ЧТО ПРЕУВЕЛИЧИВАЮ» Эта небольшая пауза даст возможность не «войти» в привычный сценарий, а немножечко притормозить, подумать, и сделать правильный выбор.
- Избавиться от чувства вины
Стараться не воспринимать то, что происходит сейчас с ребенком, как результат своих каких-то неправильных действий. Если, к примеру, ребенок плачет, не стоит винить себя. На протяжении всей своей жизни мы не сможем быть постоянно рядом с ребенком и уберечь его от опасности. Для того, чтобы ваш ребенок мог адаптироваться во внешнем мире, необходимо дать своему ребенку как можно больше свободы и права ошибаться. Просто будьте рядом, будьте поддержкой, направляйте его.
- Научиться доверять своему ребенку
Научитесь прислушиваться к своему ребенку, прислушиваться к его желаниям, его выбору, ощущениям. Порой самый простой вопрос «Чего тебе сейчас хочется?» способен творить чудеса, потому что в этот момент мы находимся в контакте с его чувствами, а не со своими страхами и фантазиями.
- Научиться отличать свою тревогу от чужой
Чувство тревоги очень заразительно. Порой, послушав эмоционального человека, начинаешь примерять на себя его негатив. Этого делать ни в коем случае не надо. Стараться избегать тревожных мамочек и папочек.
- Ограничить доступ к негативу
Не воспринимать информацию из ТВ и интернета близко к сердцу. Лучше эту информацию минимизировать, или исключить из своего фона. Точно также и людей, которые вас критикуют. Рядом с такими людьми мы склонны впадать в состояние тревоги и чувствовать, что с нами, как будто что не так.
- Составить план действий
На тот случай, если ваши негативные ожидания подтвердятся. Иногда для того, чтобы снизить уровень тревоги, нужно разрешить себе в фантазиях прожить ту самую страшную ситуацию, которую вы себе представляете. Возможно, на поддержку каких-то людей вы будете рассчитывать. Иногда нужно прожить свои эмоции, на уровне фантазии, и решить, что вы будете делать, если они вдруг случатся. Уровень тревоги снижается, и вы чувствуете себя более уверенно и спокойно.
- Смещать фокус тревоги на позитив
Постоянная тревога не только истощает наш организм, она еще и меняет структуру нашего мозга. И единственное решение с этим справиться – выработать позитивные привычки нашего мышления. Всякий раз, когда вы будете тревожиться по какому-то поводу, переключайте фокус внимания на приятную и полезную деятельность (чтение, готовку кулинарного шедевра).
- Уделять больше внимания себе
Больше отдыхайте и уделяйте время себе. Вспомните, что вы не только родитель, а еще у вас есть много социальных ролей, собственных интересов, потребностей. Помните, что обслуживать свои потребности по остаточному принципу – это не правильно. Это влечет за собой не только эмоциональное выгорание – своим тревожным поведением вы показываете пример для своих детей. Кроме того, ребенку трудно опираться на эмоционально выгоревшую маму.
- Освоить технику осознанного дыхания
С помощью осознанного дыхания можно снизить уровень тревоги. Потому что, когда мы правильно и глубоко дышим, запускается в работу наша парасимпатическая нервная система, которая отвечает за процесс расслабления, и помогает стабилизировать эмоциональный фон.
- Тревожиться по расписанию
Запланируйте любое для вас удобное время в сутках (например: с 18:00-19:00 ч. вечера), когда вы дадите себе легальное право полностью погружаться в свои переживания или тревоги. После нужно переключиться на другой полезный вид деятельности. Сказав себе, что «время для тревог и переживаний закончилось, и сейчас меня ждет ужин или прогулка». Каждый раз, когда в течение дня вы будете сталкиваться с тревожными мыслями, переживаниями, как Скарлетт О¢Хара в фильме «Унесенные ветром» говорите себе «Я подумаю об этом завтра». Таким образом, проговаривайте себе, что вы подумаете о тревогах в специально отведенное для этого время.
Не лишайте своего ребенка самостоятельности, собственного жизненного опыта. Подарите ему право ошибаться, и свободу выбора. Поддерживайте ребенка в его победах, будьте рядом, тогда, когда случаются неудачи. Таким образом, вы сможете вырастить целостную, гармоничную личность и на всю жизнь сохранить с ребенком эмоциональную близость, к которой мы все так стремимся.
Развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом: звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) возможна только при опережающем формировании у ребенка фонематического восприятия.
Однако у детей с различными нарушениями речи фонематические процессы могут быть нарушены.
Игры для формирования фонематических процессов:
- Игра «Угадай, что звучит». Ребёнку предлагается послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды и т.д.) и отгадать, что звучит. На первых этапах ребёнку можно давать картинки-подсказки. Сначала ребёнок рассматривает несколько картинок (дождь, машина, поющие птицы), затем слушает звук и выбирает соответствующую картинку.
- Игра «Отгадай музыкальный инструмент».Ребёнку предлагается прослушать отрывок записи игры на каком-либо музыкальном инструменте. Ребёнок должен отгадать, какой музыкальный инструмент звучал. Так же, как и в предыдущей игре, можно использовать картинки-подсказки.
- Игра «Транспорт».Ребёнку предлагается прослушать звуки, которые издают разные виды транспорта (гудок паровоза, сигнал машины, стук колёс поезда, работа мотора мотоцикла и т.д.), и отгадать, какой вид транспорта издаёт такой звук.
о непростых детках!
Как вести себя с тревожным ребёнком
- Выяснить причину тревожности.
- Не используйте «ярлыки», так как ребенок не может быть плохим во всём.
- Не проецируйте свои негативные эмоции и установки на ребёнка.
- Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребёнка.
- Не используйте ребёнка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.
- Если необходимо, обратитесь с ребёнком к специалисту, но не акцентируйте внимание на имеющейся у ребёнка проблеме.
- Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас!
о непростых детках!
Как вести себя с конфликтным ребёнком
- Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор).
- Не осуждайте проблемное поведение при ребёнке.
- Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.
- Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.
- Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребёнка.
- Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.
- Обсудите с ребёнком причины возникшего конфликта.
- Не оправдывайте поведение ребёнка в присутствии посторонних людей.