Развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом: звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) возможна только при опережающем формировании у ребенка фонематического восприятия.
Однако у детей с различными нарушениями речи фонематические процессы могут быть нарушены.
Игры для формирования фонематических процессов:
- Игра «Угадай, что звучит». Ребёнку предлагается послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды и т.д.) и отгадать, что звучит. На первых этапах ребёнку можно давать картинки-подсказки. Сначала ребёнок рассматривает несколько картинок (дождь, машина, поющие птицы), затем слушает звук и выбирает соответствующую картинку.
- Игра «Отгадай музыкальный инструмент».Ребёнку предлагается прослушать отрывок записи игры на каком-либо музыкальном инструменте. Ребёнок должен отгадать, какой музыкальный инструмент звучал. Так же, как и в предыдущей игре, можно использовать картинки-подсказки.
- Игра «Транспорт».Ребёнку предлагается прослушать звуки, которые издают разные виды транспорта (гудок паровоза, сигнал машины, стук колёс поезда, работа мотора мотоцикла и т.д.), и отгадать, какой вид транспорта издаёт такой звук.