«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский
Какова же связь движений пальцев рук и речи? – спросите вы. Самая большая! Оказывается, что развитие всех речевых процессов напрямую зависит от различных движений наших рук – указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других жестов, с помощью которых люди объясняются друг с другом.
При изучении формирования речи учеными было выяснено огромное положительное значение тонких движений пальцами рук. Связь кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значимой, что тренировку пальцев рук стали рассматривать как мощный физиологический стимул развития речи детей. Уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Развитие мелкой моторики и координации движений руки является важной частью подготовки к письму. Следствием слабого развития общей моторики, и в частности пальцев рук, является общая неготовность большинства современных детей к письму и проблемы с речевым развитием.
Большую помощь в развитии мелкой моторики рук могут оказать родители. Важно понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией и навыками, нужно превратить обучение в игру. Следует не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Для игр возможно использование бытовых предметов, что привлекает ребенка, превращает занятие в интересную игру.
Варианты игр с бытовых предметами:
1. Игры с кастрюлями-тазами и ложками-поварешками: ребенку дается любая глубокая посуда (которая не разобьется) и различные мелкие предметы кухонной утвари. Показать, что мелкие столовые приборы можно положить в большую, и что в большую может войти несколько мелких предметов. Так можно показать «размешивающие» движения и имитировать готовку пищи. Также для развития фонематического слуха можно использовать два плотно закрывающихся контейнера, положить в один какую-либо крупу, а во второй то, что издает меньше шума, к примеру, лавровый лист. Дать ребенку послушать, как «звучат» эти контейнера и рассказать, что это разные звуки, издаваемые разными предметами.
Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки), дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму, а ее половину. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. планировать предстоящее действие. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы коряво ни вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку. ВАЖНО: при работе с ножницами необходимо, чтобы рядом с ребенком находился взрослый. Ребенка надо научить соблюдать технику безопасности
3.Домашние бизиборды:
Бизиборд – это специальная доска с различными элементами. Она нужна для стимулирования раннего развития ребенка по методике итальянского педагога Марии Монтессори. Суть методики – предоставить малышу максимальную свободу действий, создав для этого безопасную среду. В ходе самостоятельного исследования предметов ребенок быстрее понимает их предназначение и принцип работы.
Наполненность таких досок для мальчиков и девочек одинаковая, потому что и одним, и другим надо учиться застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать кроссовки, открывать и закрывать замки, безопасно пользоваться розеткой и выключателем.